24 апреля 1891 г. – день рождения
известного русского публициста Ивана Лукьяновича СОЛОНЕВИЧА
В России под властью компартии русская
национальная литература была запрещена. Как ни странно, такой запрет не
распространялся на либеральные идеи. И поэтому переводные книги, созданные
западным либерализмом, за малым исключением, издавались часто и обильно. Что же
касается публицистических произведений Ломоносова, Державина, братьев
Аксаковых, Достоевского, Данилевского и множества других авторов, писавших о России
для русских, то их как бы и не было на свете. К ним относится и Иван Лукьянович
Солоневич (1891-1953). Лишь в последние 15-20 лет его книги стали доступны
читателю.
Что мы знаем о нём? Он назвал себя белорусским мужиком, так
как происходил из гродненской крестьянской семьи. Правда, его отец, сын
священника, был учителем, затем чиновником, издавал в Минске газету, которую
финансировал Столыпин. Окончив экстерном гимназию в Вильне, Солоневич в 1916
году получает диплом юриста Петроградского университета. Работает в суворинской
газете "Новое время". В 1917 его мобилизуют в лейб-гвардии
Кексгольмский полк, и он видит, что происходило тогда в столице. Не приняв
революции, в гражданскую войну Солоневич занимается разведкой и пропагандой в
Добровольческой армии Деникина. Её поражение застаёт его в Одессе.
Советская Россия, однако, ему невыносима, и он решается на
побег из страны. В нём участвовали сын и младший брат Борис (служил в Москве в
штабе ВМФ, в 1926 году осужден на 5 лет за антисоветскую агитацию). Захваченные
с оружием в руках, беглецы получают 8 лет лагерей. Оказавшись в Белбалтлаге,
став инструкторами по физкультуре и имея возможность передвигаться свободно,
они смогли бежать и, пройдя 250 вёрст за 16 дней, перешли финскую границу в
августе 1934. В Финляндии семья Солоневичей воссоединяется.
Побег становится мировой сенсацией. Бывший министр
Временного правительства Гучков специально приезжает в Гельсингфорс, чтобы
познакомиться с Солоневичем. Затем в Париже - встречи с Милюковым. Несколько
месяцев Солоневич опять в Финляндии, работает грузчиком. Пишет книгу
"Россия в концлагере"; её издание почти на 20 языках даёт средства к
существованию. Солоневич получает вид на жительство в Болгарии. С 1936 года он
издаёт газету "Голос России"; через два года она - крупнейшая в
Русском Зарубежье, тираж 10-12 тысяч, пункты распространения в 52 странах мира.
Тогда же создаёт вместе с братом Борисом в среде русских эмигрантов
монархическое движение "штабс-капитанов".
Но с эмиграцией отношения рвутся. Разногласия носят принципиальный
характер. Лидеры эмиграции прогрессисты, либералы, республиканцы и демократы.
Они ориентируются на Францию и Англию. Солоневич - консерватор, монархист,
националист и империалист. Его привлекает Германия. Газета Солоневича
обрушивается на масонов, "керенщину", организаторов заговора против
Николая II и упразднение монархии; не щадятся эмигрантские организации, в том
числе РОВС. Во всех бедах России обвиняются старые правящие классы и
либеральная интеллигенция. Страсти накалены. В ответ распускаются сплетни, что
Солоневичи - провокаторы и агенты ОГПУ. 3 февраля 1938 года в софийской
редакции "Голоса России" взрывом убиты жена Солоневича и секретарь
редакции. Через месяц власти запрещают издание газеты, и Солоневич уезжает из
Болгарии в Германию.
Находясь в Берлине, он затевает в Софии издание "Нашей
газеты" и журнала "Родина". В 1940 г. Солоневич в Гельсингфорсе,
по приглашению финского генштаба, организует антисоветскую пропаганду.
В 1947 году Солоневич переезжает в Аргентину, издаёт газету
"Наша страна". В 1952 - выходит главная его книга "Народная
монархия", первоначально называвшаяся "Белой империей". Но в
Аргентине Солоневича вновь преследуют доносами. Теперь т.н.
"солидаристы". Власти предписывают ему покинуть страну. Он умирает в
Уругвае 24 апреля 1953 года в госпитале, на 63-м году жизни.
Главные свои идеи Солоневич изложил в двух работах.
Развернуто - в трактате "Народная монархия", кратко - в
"Политических тезисах российского народно-имперского (штабс-капитанского)
движения". В них его взгляд на русскую историю, русское предназначение и
русскую судьбу, итоги его 40-летней работы журналиста и публициста.
Солоневич утверждал: "Российская империя, даже в её
нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике, есть результат самой
высокой государственной культуры, какая только была на земле со времени падения
Римской империи". В духовно-нравственном отношении это проистекает из
православия - самой оптимистической религии мира. "Православие исходит из
предположения, что человек по своей природе добр, а если и делает зло, то
потому, что - "соблазны". Если мы удалим "соблазны", то
останется, так сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном
смысле этого слова. Православие является не только и не столько "религией
большинства русского народа", сколько религиозно-нравственной основой
русского национального государственного творчества. Политической организацией
Русского народа на его низах, является самоуправление, а политической
организацией народа в его целом - Самодержавие. Не диктатура аристократии под
вывеской "просвещённого абсолютизма", не диктатура капитала, подаваемая
под соусом "демократии", не диктатура бюрократии, реализуемая в форме
социализма, а "диктатура православной совести".
Отказ от монархии равен отказу от русской истории, поэтому
монархия есть предпосылка нормальной, спокойной, тихой и налаженной жизни,
когда каждый занимается своим делом, а не все сразу всем, да еще и с
катастрофическим энтузиазмом. Царь есть прежде всего общественное равновесие.
При его нарушении промышленники создадут плутократию, военные - милитаризм,
духовные - клерикализм, а интеллигенция - любой "изм", какой только
будет в книжной моде в данный исторический момент.
Мы были самыми бедными людьми Европы. И в то же время мы
были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны
потому, что нас раз в лет сто - жгли дотла, и мы были сильны только потому, что
моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные. И если люди в
течение одиннадцати веков обломали всех кандидатов в гениальные и гениальнейшие
- от «обров» до немцев и от Батыя до Гитлера, то только потому, что в России
они видели моральную ценность, стоящую выше их жизни.
Предвидя падение коммунизма в России, Солоневич еще в начале
50-х прошлого века писал, что сгниёт он изнутри, утонет "в своём же
собственном шпионаже, предательстве и измене", что в первый послесоветский
период не избежать "атомизации общественного сознания и быта".
Единственную же внутреннюю угрозу в будущем он видел в тех "последышах
ВКП(б)" (позже - КПСС), которые под всякими "национальными" и
даже "демократическими" восклицательными знаками продолжат её
традицию.
Творчество Солоневича является талантливой политической
публицистикой. В его статьях и книгах, наполненных страстной полемикой, строго
говоря, нет ни богословия, ни философии, ни науки. Зато они пронизаны главным -
знанием предмета и чувством любви к России. К тому же ныне они актуальны для
нас, русских, как никогда прежде. Жизнь и произведения Солоневича, как и любого
яркого и энергичного, а потому противоречивого человека, доказывают: не бытие
определяет сознание, а наоборот. Особенно в эпоху революций, тиранов, деспотов
и диктатур.