Недоумевающая мудрость - Василий Васильевич Розанов
К 150-летию со дня рождения Василия
Васильевича Розанова
«Торг, везде торг: в литературе, в политике - торг о
славе; торг о деньгах: а упрекают попов, что они "торгуют восковыми
свечами"…»
(Василий РОЗАНОВ)
Василий Васильевич Розанов не был пророком.
Чего стоит, например, такое его предположение: "К концу ХХ века типографии
будут продаваться под снос... Люди станут опять свободны от "пишущей
братии", - и, может быть, тогда будут любить свято и чистосердечно. Будут
счастливы и серьёзны". Более страшной зависимости от пишущей и вещающей
братии, чем в России с конца ХХ века, - человечество не знало.
Но тут же, как остро мыслящий интуитивист, писатель даёт
рецепт персональной борьбы с подобным наваждением: "Сила её оканчивается
там, где человек смежает на неё глаза. "Шестая держава" (Наполеон о
печати) обращается вдруг в серенькую хилую деревушку, как только, повернувшись
к ней спиною, - вы смотрите на дела, а не на ландкарту с надписью "шестая
держава".
Нам вот вообще внушили, что СМИ - "четвертая
власть", но мудрец Розанов учит главному: самостоятельному мышлению и -
взгляду на дела!
Василий Васильевич Розанов, один из самых загадочных и
противоречивых писателей рубежа двух веков, родился 20 апреля 1856 года в
городке Ветлуге, затерявшемся на лесистом севере Костромской губернии. Он был
седьмым в большой православной семье; в гимназические годы уже остался сиротой.
Только в 26 лет закончил Московский университет и начал учительствовать в
скромной Брянской прогимназии, затем - в гимназии заштатного Ельца, где с ним
случился казус: он отчислил за неуспеваемость по географии будущего неутомимого
путешественника, автора книг о Русском севере, очерков о городах и весях, певца
природы Михаила Пришвина. Не разглядел.
Розанов твёрдо писал в автобиографии: "Уже с 1 курса я
перестал быть безбожником и, не преувеличивая, скажу: Бог поселился во
мне". Скромный петербургский чиновник, литератор, печатавшийся ради
заработка под 47-ю псевдонимами во всех изданиях, даже враждебных, автор
прославивших его книг "Уединённое" и "Опавшие листья", он
оставил большое наследство.
Розанов вслед за Достоевским признаёт, что есть только
единственная школа оригинальной мысли - "так называемая школа славянофилов
- название очень узкое и едва ли выражающее смысл школы. Правильнее было бы
назвать её школой протеста психического склада русского народа против всего,
что создано психическим складом романо-германских народов, - протеста, сперва
выразившегося в смутном, безотчётном отчуждении, а потом и в полной сознания
критике и отвержении этих созданий и тех начал, из которых они вышли".
В чём трагедия современной России? Представители русской
философской школы - Киреевский, братья Аксаковы, Григорьев, Данилевский,
Леонтьев, Достоевский и сам Розанов, по существу, выведены из духовной жизни
народа. Почему-то он не мил ни советским атеистам, ни либералам, разрушившим
русский социализм. Умнейший человек, Розанов писал: "Весь русский
социализм, в идеальной и чистой своей основе, основе первоначальной,
женственен; и есть только расширение "русской жалости",
"сострадание к несчастным, бедным, неимущим"". Он берёт эти
святые понятия в кавычки не иронизируя, а цитируя лекцию Ключевского
"Добрые люди древней Руси". Понятия эти - вековые, неистребимые, они
стоят, доколе не разрушится окончательно русская душа, непонимаемая, даже
ненавидимая Западом и его апологетами.
"Можно жить ягодкой. И можно жить словом о ягодке, -
писал незадолго до смерти в Сергиевом Посаде Розанов. - Можно жить земледелием.
И можно жить словом о земледельческом классе. Я был тринадцать лет учителем
гимназии в провинциальных городах Орловской и Смоленской губерний. Раньше был
учеником Костромской, Симбирской и Нижегородской гимназий. И меня поражало, что
во всех этих шести средних учебных заведениях не было никогда ничего о ягодке и
о земледелии." А сейчас подрастающее поколение совсем оторвалось от земли,
от родных корней.
Писатель скончался 5 февраля 1919 года и был похоронен на
кладбище Черниговского скита близ Троице-Сергиевой лавры, бок о бок с другим
русским мыслителем, Константином Леонтьевым. При жизни они так и не
встретились. На могиле Розанова был поставлен крест с надписью из
"Апокалипсиса", выбранной о. Павлом (Флоренским): "Праведны и
истинны все пути твои, Господи". А человеческие пути - запутаны и порой
греховны, но главное, чтобы вели они, как у всех великих русских писателей, к
высшей Истине.