† 19 июля – день памяти старца Варнавы Гефсиманского.
К 100-летию со дня праведной кончины.
Он жил
во славу Божию
И умер
со Христом,
Склонясь
главой
к
Престолу Божию
С
молитвой и крестом.
Старец Варнава (в миру Василий Ильич
Меркулов) родился в 1831 г. в селе Прудищах Тульской губернии в благочестивой
семье крепостных крестьян. С 20-ти лет, по благословению своего духовного отца
старца Геронтия, Василий вступил на иноческий путь и был принят в
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Но уже через месяц послушник Василий пожелал
перейти в более уединённое место и по Промыслу Божию поступил в Гефсиманский
скит. В 1866 году Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с
древнееврейского "Варнава" значит сын утешения), в честь св. Апостола
Варнавы. С этого времени фактически началось старчествование о. Варнавы.
Господь отметил его даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и
телесных. Народ стал сходиться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в
помощи и назидании.
Хотя почитание старца Варнавы народом было всем известно, но
только спустя пять лет, в 1871 году он был посвящён в сан иеродиакона, а еще
полгода спустя, 20 января 1872 года - во иеромонаха. Ещё через год, 20 января
1873 г. он был избран братией и утверждён наместником Лавры архим. Антонием
народным духовником Пещерной обители; вскоре он был утверждён и братским
духовником Пещер, и только в 1890 году его утвердили и духовником старцев
Гефсиманского скита.
Итак, с 20 января (в день памяти преп. Евфимия Великого) 1873 г.
старческое служение стало и церковным послушанием о. Варнавы.
"Старец-утешитель" стало его именем, известным на всю Россию. Старец
принимал в день не менее 500 человек (иногда по 1000) и каждому подавал
душеспасительный совет и прозорливо указывал путь ко спасению.
Старец подвизался в старческом служении 33 года (всего он прожил
в Пещерах 47 лет), и за это время ни одного дня не прошло, чтобы он не принимал
страждущих. Даже в дороге, на вокзале он был окружён толпой народа. Как-то одна
из духовных дочерей вслух посетовала, что многие из собравшихся не смогли
получить его благословение. "Что ты, дочка, - отвечал старец, - ведь, где
бы человек ни стоял, Господь открывает мне его нужды, и я молю обо всех
Господа; а с радостью ко мне и не ходят". Все приходящие назывались у старца
"сынки" и "дочки" и никогда никто не назывался на
"Вы" - всегда на "ты". Среди "сынков" был,
например обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и, наконец, Император
Николай II, пришедший с покаянием к старцу в начале 1905 года. О содержании
беседы Императора со старцем Варнавой точных сведений нет. Достоверно известно
лишь, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие
мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на Него возложить.
Старец Варнава многим предсказывал будущие гонения на веру - иным
прикровенно, иным совсем ясно, и давал прямые и точные указания, как им жить в
20-е, 30-е, 40-е, 50-е и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и
грядущее возрождение Русской Православной Церкви и святую жизнь во Христе:
"Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные
доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже
невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета.
Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет".
Служение старца увенчалось блаженной кончиной в св. алтаре перед
св. Престолом. Так он прикровенно предсказывал сам: "Вот тот свят, кто до
последней минуты нёс служение своё, а потом вошёл в алтарь и предал дух
Господу". Так и совершилось: в этот день 17 февраля 1906 г. (в пятницу на
первой неделе Великого поста) он с раннего утра принимал народ, исповедовал в
соборе Черниговской Божией Матери ("принял человек 500, да 400 еще дожидаются",
говорил старец), наконец, поехал в Сергиево-Посадский дом призрения
исповедовать начальницу его Е.И. Гончарову и её помощницу. Исповедовав
начальницу и преподав благословение и назидание, как нести нелёгкое дело
управления приютом, он со крестом в руке вошёл в алтарь домовой церкви приюта в
честь Успения Богородицы, преклонил колена перед св. Престолом и скончался.
Чудеса на могиле старца Варнавы совершались постоянно. Как только
у кого тяжёлая болезнь и доктор бессилен, или неприятности по службе, или на
полях засуха - дают телеграмму преданному келейнику старца Варнавы о. Порфирию,
чтобы отслужил панихиду на могилке старца Варнавы. И дело исправляется: люди
выздоравливают, неприятности так или иначе улаживаются, и дождь проливается на
поля. Одна из современниц прямо писала, обращаясь к читателям: "Я говорю
для вашей же пользы: у кого неприятности по службе или кто болен, скорее
поезжайте к Черниговской и служите панихиду на могиле старца Варнавы".
Людской поток на могилку старца Варнавы не прекращается и поныне
- недаром верующие русские люди три раза переносили его тело, чтобы при
закрытии Черниговского Скита в 1921 году и кладбищ Сергиева Посада не утратить
святое место его погребения. И ныне православноверующие христиане приходят на
его могилу и обращаются к его молитвенному предстательству о помощи и утешении
и по вере усердия своего получают просимое.