Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Древняя Каппадокия

История православной Руси берёт своё начало именно отсюда, из мест, где подвизались великие отцы Церкви, те, кого и сейчас именуют великими каппадокийцами: святители Василий Великий, автор Устава монашеской жизни и многих богословских трудов, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Каппадокия – родина святого великомученика Георгия Победоносца, святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, преподобного Саввы Освященного и ещё множества святых подвижников.

Перелёт Москва – Стамбул занял примерно 2 часа 15 минут, затем два часа ожидания и внутренний рейс на Кайсери (древнюю Кесарию), отсюда час на автобусе, и вы в отеле Lykia Lodge Kappadokya, гостеприимном и комфортабельном. Каппадокия – центральная часть страны, до моря далеко, поэтому туристов здесь сравнительно мало. Пока мало. Сейчас набирает обороты «культурный туризм»: насытившись морем и лежанием на пляже, люди хотят не только отдохнуть, но и узнать что-то новое, приобщиться к культурному наследию и древним святыням, которыми так богата некогда Византийская земля. Одних только скальных церквей здесь более трёхсот, и чтобы осмотреть всё понадобится не менее недели. Мне удалось посмотреть лишь некоторые, наиболее хорошо сохранившиеся церкви.

Для начала советую совершить экскурсию на воздушном шаре, причём сделать это лучше в первый же день. Не поленитесь, несмотря на усталость после перелёта, встать рано утром, не пожалеете. Оторвавшись от земли, вы подниметесь к голубому византийскому небу. Эти ощущения трудно передать: когда ещё прохладный утренний воздух принимает в свои объятья, солнце плавно выплывает из-за горизонта, а лёгкий утренний ветерок подсказывает направление полёта. Необычайна красота этой земли... Вулканические скальные туфовые образования, многие из которых были обитаемыми, а в некоторых местное население живёт до сих пор. Проплываешь над скалами, ущельями и полями...

Теперь, ненадолго оторвавшись от видоискателя фотоаппарата (это действительно сложно, потому что хочется заснять буквально всё) и ещё раз глубоко вдохнув свежий утренний воздух, можно вернуться в отель, чтобы позавтракать. Кормят в Lykia Lodge действительно вкусно, щедро и разнообразно, с настоящим византийским гостеприимством. Подкрепившись, направляемся в долину Гёреме, на территории которой находится музей под открытым небом, насчитывающий более 20-ти скальных церквей и несколько монастырей. Тысячи лет назад, во время извержения вулкана Эрджиес, стекающая лава покрыла большую площадь. На протяжении сотен лет этот район подвергался воздействию воды и ветра, в результате чего почвы были вымыты, а твёрдые породы выступили на поверхность, образовав нынешние перибаджалары – одновершинные и многовершинные скалы-столбы с «шапками» на вершинах. Прятавшиеся в этой долине от гонений христиане дали ей название «гьор эми», что означало «пусть никто не видит». С VI по конец IX вв. Гёреме был одним из крупнейших христианских центров, в его окрестностях насчитывалось более четырёхсот церквей.

Церковь Каранлык (тёмная) – одна из красивейших, построена в XIII веке. Солнечный свет сюда проникает только через маленькое окошко, поэтому росписи сохранились очень хорошо. На стенах церкви запечатлены события, описываемые в Евангелии: Благовещение, Рождество, поклонение волхвов, Крещение, Преображение, Вход Господень во Иерусалим, Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение Христа и Вознесение. Все фрески в идеальном состоянии и являют собой наиболее яркий образец византийского церковного искусства. К сожалению, неизвестно, в честь какого события или святого была освящена эта церковь.

Церковь Эльмалы, самая маленькая из всего храмового комплекса в Гёреме, датируется XI – нач. XII вв. Названа она так потому, что на одном из настенных изображений в руке Иисуса Христа виден предмет, своей формой напоминающий яблоко. По мнению некоторых исследователей, это – символ мира. Здесь также сохранилось довольно много росписей, большинство из которых представляют большую историческую ценность.

Церковь Токалы – самая большая из находящихся в окрестностях Гёреме. Она состоит из четырёх церквей: небольшой старой церкви, большой новой, храма, находящегося под старой церковью и расположенной к северу от нового храма боковой часовни. Этот комплекс относят к концу X – началу XI вв. В старой церкви сохранились фрески начала X века. Росписи в этом храме считаются одним из шедевров византийского искусства.

Когда заходишь в эти церкви и видишь фрески, созданные восемь-десять веков назад и сохранившиеся до сих пор, не покидает ощущение святости этих мест. Очень жаль, что сейчас эти церкви не действуют, на древней Византийской земле нет христиан, кроме приезжающих туристов.

Говоря о Гёреме и о древних скальных церквях, нельзя не вспомнить о святых, прославленных на этой земле, о великих каппадокийцах, чьи труды и подвиги – основа православного богословия.

Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, в большой семье: у него было пять сестер и пять братьев, один из них Григорий, будущий епископ Нисский и монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых. Василий получил хорошее образование и воспитание. В те времена было принято креститься в зрелом возрасте, поэтому, несмотря на то, что его родители были христианами, крещение будущий святитель принял лишь в 354 году, в 25 лет. Через десять лет, в 364 году, он был рукоположен во пресвитера, а в 370 году избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. К этому периоду относится его деятельное участие в церковных делах: он много путешествует, проповедуя в Каппадокии, помогает бедным, пишет книги, в которых защищает христианскую веру и помогает людям понять основные догматы Церкви. Свт. Василий Великий вёл строгий образ жизни, стремясь к достижению истинного человеколюбия и смиренномудрия. Он создал в окрестностях Кесарии городок, в народе прозванный Василиадой, в котором находились благотворительные учреждения: храмы, кельи и больницы, в том числе и для прокажённых, – редкость для того времени. Ученые считают, что этот городок был расположен в окрестностях Гёреме, но точно установить это невозможно. Свт. Василий Великий был известен своим милосердием к людям и всегда стремился помочь нуждающимся. Он и в наши дни один из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви.

Святитель Григорий, епископ Нисский, младший брат свт. Василия Великого, который и привлёк его к церковной деятельности. Он получил образование в Кесарии, где изучал риторику и проявил необычайный интерес к философии. В 371 году Григорий стал епископом города Ниссы. Во время своего служения он боролся с процветавшей тогда ересью арианства, написал множество поучительных книг о христианстве и о том, какой должна быть жизнь истинного христианина. Вклад свт. Григория Нисского в православное богословие огромен, его труды – одна из основ современной богословской мысли.

Святитель Григорий Богослов родился недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии. Его детство было счастливым и благодатным: он рос, окружённый любовью родителей, получил блестящее образование в Кесарии и Афинской Академии, самом известном учебном заведении того времени, был очень дружен со свт. Василием Великим, с которым вместе учился в Афинах. Всю жизнь они были друзьями и служили одному: распространению христианства на Каппадокийской земле. Григорий считал Василия «в жизни, слове и нравственности превосходящим всех», кого он когда-либо знал. Свт. Григорий Богослов много писал: автобиографические поэмы, стихотворения на богословские и нравственные темы, а также многочисленные стихотворения дидактического характера. Он – один из самых великих богословов христианской Церкви.

Слава Богу, что и в наши дни мы можем приобщаться к творениям святых отцов, оставленным в назидание всем поколениям христиан. У нас есть возможность не только читать их труды, но и проникнуться духом тех мест, где они несли свой земной подвиг. Стоя на каппадокийской земле и вдыхая намоленный ими прохладный и звучащий молитвой воздух в скальных церквях, будто переносишься на столетия назад и слышишь их живое поучительное слово.

Старая деревня Зелве. Здесь можно увидеть самые красивые и разнообразные перибаджалары каппадокийского района, высота их 15–20 метров. Для нас же особый интерес здесь представляют сохранившиеся с XIII века церкви и монастыри, созданные ранними христианами. Затем эти места населяли турки, но в 1950 году уехали отсюда, и в наши дни здесь бывают только туристы. Недалеко от Зелве находится деревня Пашабагалары, где в середине трёхглавой скалы высечены комнаты, в одной из которых в V веке подвизался святой Симеон Столпник.

Назавтра мы сразу отправились в Аксарай, где сотни пещер, в которых жили первые христиане. Здесь находится церковь святого Иоанна, двухэтажная. На первом (нижнем) этаже храм, винный погреб, водопровод (!) и служебные помещения, а на верхнем этаже – вторая церковь, украшенная росписями на библейские темы, которые после реставрации в 1995 году обрели свой первозданный вид. На западной и южной стене изображена довольно редко встречающаяся в росписях Каппадокийских церквей сцена Страшного суда, напоминающая всем входящим Заповеди Божии, о которых истинному христианину необходимо помнить всю жизнь.

Проехав с северо-запада, из Невшехира, на юго-восток, мы попадаем в селение Мустафапаша. Раньше здесь жили христиане-румийцы, и назывался этот посёлок Синосон или Синосос. Здесь находится двухэтажный монастырь, сейчас, к сожалению, используемый как туристический отель. Но фрески внутри монастыря хорошо сохранились. Очень интересен храм Константина и Елены, расположенный здесь же. Перед входом в него, висит табличка с текстом, написанным от имени самой церкви, повествующая, при ком она была заложена в 1729 году, когда разрушена и затем заново восстановлена в 1850 году. Здание храма сохранилось хорошо, фрески лишь частично. Впечатляют величественность и масштабы церковного здания, которое и сейчас могло бы принимать верующих во время Божественной литургии. Дай Бог, чтобы Православие возродилось здесь.

Подземный город Дерин-кую – один из 36, находящихся в окрестностях Каппадокии. Такой город был идеальным местом для жизни ранних христиан. Здесь они могли свободно совершать богослужения. А затем он стал убежищем от начавшихся в VII веке наступлений арабов. Галереи города уходят вглубь на 85 метров и насчитывают восемь этажей: на первом и втором находились миссионерские школы, крестильни, кухня, склад, спальные и столовые комнаты, винные погреба и хлева; на третьем и четвёртых этажах – места уединения и оружейные склады. Когда город подвергался осаде, жители спускались на нижние этажи, закрывая за собой каменные задвижки, которые невозможно было открыть снаружи. На последних этажах находились специальные колодцы, церковь, исповедальня, зал собраний, гробница и вентиляционные ходы. По мнению учёных, в древнем Деринкую насчитывалось до 10000 жителей. Сколько труда было вложено в строительство, сколько времени понадобилось древним каппадокийцам для создания этой крепости...

В розовой долине солнце клонится к закату, настолько быстро, что едва успеваешь запечатлеть его красоту в объективе фотоаппарата. Но фотография не в силах передать её, так же как слово не в силах передать чувства, пробуждающиеся в душе, когда ступаешь на землю древнейшей православной империи. Это надо увидеть и пережить самому Каппадокия ждёт возрождения, духовно христианская Византия жива.

 

Василий Вадимович БАЩУК

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 1169

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]