Святой Равноапостольный Кирилл - учитель славянский и русский
14 февраля 869 года - дата кончины святого равноапостольного
Кирилла:
На страницах «Русского Дома» мы часто подробно рассказывали о
духовном подвиге первоучителей славянских, равноапостольных братьях Кирилле и
Мефодии. Они создали славянскую письменность.
Сначала в родных Фессалониках, затем в монастырском уединении,
потом в Крыму – в Херсонесе, в Константинополе они готовились к своей великой
миссии. В этой деятельности братья были неразлучны, но именно Константин в
Корсуни нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека,
говорящего по-русски, стал учиться у него читать и говорить на нашем языке.
Святые братья побывали и у хазаров, где одержали победу в прениях с иудеями и
мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой они снова посетили
Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой
Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом
монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. В 862
году правитель Великой Моравии Ростислав попросил Императора Михаила приобщить
его народ к христианской вере, письменности и культуре. Эта миссия была
поручена св. Кириллу.
Ростислав по-отечески просил святого изобрести славянский
алфавит: «Дед мой, и отец мой и иные многие искали их (т. е. буквы славянского
алфавита) и не обрели... » Кирилл, помолившись вместе со своими
единомышленниками, сразу взялся за дело. И Бог открыл ему русскую письменность,
и тогда он изобрёл буквы и начал переводить Евангелие. «В начале бе Слово, и
Слово бе у Бога, и Слово бе Бог». Так гласит житие, подчёркивая особую роль
Кирилла, который даровал нам письменность. Потому и азбука наша называлась
кириллицей.
Но, конечно, мы помним, что святые братья вместе создали алфавит,
приобщили славян к духовной культуре Православия, сделав для них переводы
Священного Писания, некоторых святоотеческих и богослужебных книг, явили своей
собственной жизнью пример святости, несения подвигов, стояния в правде. Они
вдохновляют славян, русских до сих пор. Вот лишь два примера, как под
покровительством равноапостольных братьев творятся благие дела.
Крайний Запад нашей бывшей державы – Закарпатье, Мукачево. По
преданию, здесь некогда останавливались Кирилл и Мефодий по дороге из Болгарии
в Моравию. В 2000 году мукачевский памятник святым братьям освятил митрополит
Киевский и всея Украины Владимир. По словам скульптора Ивана Бровди, тогда
глава Украинской Православной Церкви Московского Патриархата высокого оценил
его работу и поздравил с созданием «высокохудожественного образа». Работая над
композицией, скульптор едва не стал инвалидом: «Я заболел и чуть не ослеп, –
говорит автор памятника. – Думал, уже видеть не буду. Но случилось чудо! После
того как митрополит Владимир освятил скульптуру Кирилла и Мефодия в Мукачево –
зрение ко мне вернулось». Этот памятник является как бы символом той борьбы,
которую русины в Мукачеве, в Закарпатье ведут за единство с Матерью
Православной Церковью и за свою самобытность. Они не устают повторять, как
близок русинский язык к церковнославянскому.
В конце минувшей осени, в период разгула
русофобии «оранжевых» и демонстративного размежевания с русскими братьями, на
территории Киево-Печерской лавры близ Дальних пещер установили памятник
создателям славянской азбуки свв. Кириллу и Мефодию. Ранее на этом месте
находился обелиск, посвященный им. «Восемь месяцев мне понадобилось, чтобы
сделать этот памятник, – рассказывает автор скульптуры Иван Бровди из Мукачево.
– Он является точной копией того, что установлен в Мукачево». Может быть,
первоучителя добавят мудрости политикам.
Другой пример. Крайняя восточная точка державы – Владивосток.
Здесь решили создать гимназию свв. Кирилла и Мефодия. Долго «выбивали»
помещение. Наконец, гимназии передали здание в аварийном состоянии.
Потребовалось немало усилий, чтобы за полгода отремонтировать его. В марте 1999
года здесь были ещё развалины, а 14 сентября уже служили молебен перед началом
первого учебного года. Таким образом, по благословению епископа Владивостокского
и Приморского Вениамина была учреждена православная гимназия.
А 24 июня 2000 года на территории её началось строительство храма
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. К началу строительства у гимназии не
было на это ни средств, ни проекта, ни рабочих рук. По словам настоятеля храма
отца Игоря: «Господь явил нам своё чудо, дав возможность воздвигнуть храм в Его
славу».
Храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия стал первым во
Владивостоке, построенным после революции «с нуля» – от фундамента до креста. 3
января 2002 года состоялось его торжественное освящение, которое совершил
епископ Владивостокский и Приморский Вениамин.
Вера и язык, заветы первоучителей должны связать огромные
славянские пространства, преодолеть навязанные нам противоречия. Ведь речь-то у
нас в основе – одна!