Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Выбрав честь, он обрел славу - Александр Сергеевич Грибоедов

11 февраля 1829 года трагически погиб выдающийся русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов:

Он любил народный быт, поэзию, язык, обычаи и одежду. Это и по тем временам казалось подозрительным, даже крамольным...

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из самых странных и оригинальных людей своего времени. Выходец из древнего польского дворянского рода Гржибовских, столь остроумно переименованного на русский лад в Грибоедовых, он воспитывался именитыми гувернёрами-иностранцами (Петрозилиусом, Ионом, Буле), с юности в совершенстве владел французским, немецким, английским и итальянскими языками, прекрасно знал европейскую культуру, но... терпеть не мог ничего европейского, точнее, безоглядного подражания всему европейскому. Нечистый дух «пустого, рабского, слепого подражанья», – как говорил его Чацкий. Сейчас об этих воззрениях Грибоедова почему-то предпочитают не вспоминать, а вот бдительные советские литературоведы 20–30 гг. прошлого века вспоминали, называя их «обостренным патриотизмом-национализмом» (Н. Пиксанов). Грибоедов не принадлежал к тем «просвещённым патриотам», которым нравилась, скажем, русская народная поэзия, но не нравились «курные» избы, лучины, армяки, малахаи и т. д. Он любил народный быт, поэзию, язык, обычаи и одежду. Это и по тем временам казалось подозрительным, даже крамольным... Например, Следственная комиссия по делу декабристов весьма интересовалась причинами такого русофильства Грибоедова. В пристрастии к «мужицкому», «низкому», «подлому» петербургской бюрократии мерещился некий политический вызов. Грибоедов отвечал на вопросы комиссии: «Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с тем я полагал, что оно бы снова сблизило нас с простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных». В знаменитом споре «шишковистов» и «карамзинистов» Александр Сергеевич был безусловно на стороне «шишковистов». Перу Грибоедова принадлежит историческая работа, почти никогда не переиздававшаяся, – «Замечания, касающиеся истории Петра I», в которой он высказывает отрицательное отношение к личности и преобразовательной деятельности Петра, сочувствие царице Софье, «боярской партии», стрельцам. Этими взглядами Грибоедов наделил и Чацкого (что никак не отражено в современных учебниках литературы). Допетровские времена Чацкий называет «святой стариной», проповедует возврат к древнерусской «величавой одежде», старинным нравам, основанным на «премудром незнаньи иноземцев». «В своих положительных идеалах Чацкий явно стоит на реакционных стародворянских позициях», – так, почти анекдотично, писал в 1930 году известный литературовед Д. Благой.

Кто и когда привил подобные убеждения юному Грибоедову – такая же загадка, как и славянофильство прожившего большую часть жизни за границей Тютчева. Не даёт ответа на этот вопрос и в целом неплохой роман о Грибоедове Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Жизнь простонародья (если не считать домашней прислуги и московских мещан) будущий поэт и драматург видел разве что во время летних каникул, когда приезжал в именье своего дяди в Смоленской губернии. Может быть, «русофильство» Грибоедова было чем-то вроде эпатажа, позы? Предположить такое мешают его литературные достижения. Если бы он просто оригинальничал и задирал публику, то никогда не сумел бы овладеть стихией просторечья так, как это сделано в «Горе от ума». Подтверждено лингвистическим анализом, что около 87% словаря «Горя от ума» составляют чисто русские слова, в большинстве своём взятые из живого народного языка того времени. Современники отмечали в комедии Грибоедова «невиданную доселе беглость и природу разговорного русского языка в стихах» (А Бестужев). «До Грибоедова слог наших комедий был слепком слога французских... у него одного находим мы в слоге колорит русский» (В. Одоевский).

Как же удалось это молодому человеку 26–28 лет, никогда подолгу не жившему среди народа? И как это ещё раньше, в 1818–1820 гг., удалось в «Руслане и Людмиле» Пушкину, который был на четыре года моложе Грибоедова и с народом общался (до ссылки в Михайловское) ещё реже? Ведь тут мало легендарной няни или какого-нибудь мужика-сказочника: разговорный язык он на то и «разговорный», что подразумевает не монолог, а живую беседу, да не одну. Владимир Иванович Даль с 1828-го по 1863-й годы занимался изучением языка и быта простого народа, прежде чем приступить к составлению своего знаменитого словаря. А он, между прочим, хоть и датских кровей, но родился в провинции в семье врача, служил во флоте и был ближе к народу, чем Грибоедов и Пушкин!

Ответ один: когда у человека нет практики в какой-нибудь области, а он, тем не менее, добивается в ней успехов, значит, недостаток опыта компенсируется талантом и идеей. И для Пушкина, и для Грибоедова этой идеей был патриотизм, любовь к Родине и своему народу.

В 1812 году 17-летний Грибоедов, поставив крест на научной карьере (его ждала защита чина доктора прав), записался добровольцем в Московский гусарский полк. Но повоевать юному корнету так и удалось: полк всю осень и декабрь 1812 года простоял в Казанской губернии, а потом его присоединили к Иркутскому гусарскому полку под командованием генерала Кологривова, которому поручили комплектовать кавалерийские резервы в Белоруссии. Грибоедов служил у Кологривова адъютантом, а по окончании войны подал в отставку.

Если судьба и готовила его к подвигу, то она выбрала для этого не войну с Наполеоном и не восстание декабристов. После войны Грибоедов прошёл школу тайных обществ, столь модных в ту пору, но явно не увлёкся ими. «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй», – с иронией говорил он о заговорщиках. А в плане своей ненаписанной трагедии «Радамист и Зенобия» Грибоедов записал: «Народ не имеет участия в их деле – он будто не существует».

В 1818 году семейные и личные обстоятельства вынудили его поступить на службу в Министерство иностранных дел. Грибоедов покинул Петербург и отправился секретарём русской дипломатической миссии в Персию. Никаких серьёзных планов со своим назначением он не связывал, пока не познакомился с легендарным «проконсулом» Кавказа генералом Ермоловым. Это был первый государственный человек большого масштаба, которого встретил на своём пути Грибоедов. Ермолов открыл ему, что такое настоящая дипломатия и международные отношения, и не просто открыл, а показал на деле. В Тегеране Ермолов входил во дворец шаха в запыленном походном мундире, а адъютант нёс за ним складной стул. Между тем, в покоях шаха никому, кроме самого монарха, сидеть не полагалось, а если бы кто-то и осмелился бы сделать это, то шахские нукеры сразу же бы отрубили наглецу голову. Но Ермолов представлял собой великую Россию, а она, как полагал генерал, не должна ни перед кем униженно стоять. Поэтому адъютант раскладывал стул, а Ермолов коротко, по-военному откланявшись, садился. Нукеры неуверенно смотрели на шаха, но шах, напряженно улыбаясь, молчал. Тогда, используя захваченную с первой минуты психологическую инициативу, начинал говорить Ермолов – диктовать волю великой страны.

Принимая участие в разработке Гюлистанского трактата, Грибоедов действовал в духе Ермолова. Подписанный договор был не только стратегически выгоден для России, он защищал права христиан в Персии и обязывал ее возвратить на Родину всех пленных русских солдат и дезертиров. Грибоедов лично разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 г. в Тифлис. Ермолов представил молодого дипломата к награде.

Ермоловская школа («Лучшая защита – это нападение») очень пригодилась Грибоедову, когда в феврале 1826 г. он оказался под арестом в связи с делом декабристов. Хотя он не состоял ни в Северном, ни в Южном обществе и не сочувствовал их планам, вожди декабристов Оболенский и Трубецкой почему-то сочли нужным оговорить его. Тогда Грибоедов написал царю письмо, которое не имело традиционного в таких случаях просительного характера. Тот, кто просит, как известно, поневоле оправдывается. Напротив, он в резких выражениях обвинял своих обвинителей за «неправильный арест». При этом Грибоедов вовсе не отрицал близости к заговорщикам: «брал участие, осуждал, что казалось вредным, желал лучшего». Письмо было возвращено с замечанием, что «таким тоном не пишут государю». Однако решительность его автора произвела впечатление. К тому же и большинство декабристов показали, что Грибоедов не имел никакого отношения к заговору. Он был не только освобожден из-под стражи, но получил денежное вознаграждение и повышение по службе – был произведен в надворные советники.

Вскоре Ермолова сменил на Кавказе генерал Паскевич. Это был не столь даровитый человек, хотя и неплохой полководец. Но его недостатки с лихвой окупались расцветшим дипломатическим и политическим талантом Грибоедова. Ермолов привил автору меланхолического вальса и знаменитой пьесы о «лишнем человеке» «пламенную страсть... к делам необыкновенным», к «замыслам беспредельным». Грибоедов не только вел огромную переписку Паскевича, но и участвовал в обсуждении военных действий с Персией, терпел все лишения походной жизни, взял на себя дипломатические переговоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае.

С текстом выгодного для России Туркманчайского трактата Грибоедов был отправлен к царю в Петербург, получил денежную награду в четыре тысячи червонцев, чин статского советника и блестящее для своего возраста (33 года) назначение полномочным послом («министром-резидентом») в Персию. Он, по его собственным словам, «вмиг сделался и знатен и богат» (хотя, конечно, по-настоящему «и знатен и богат» сделался его усилиями Паскевич: царь даровал генералу миллион рублей и титул графа Эриванского).

К тому времени Грибоедов уже отлично понимал, что главный соперник России на Востоке не Персия, не Турция, а британские колониалисты. Исход дипломатического поединка с Англией на Востоке Грибоедов видел лишь в экономическом завоевании Персии русским капиталом и выдвинул, в противовес британской Ост-Индской торговой компании, грандиозный проект создания «Российской Закавказской компании», содержащий «исполинские предначертания» капиталистического преобразования всей России.

Проект не встретил сочувствия в русских правительственных кругах, испугавшихся тех широких прав, которые получила бы компания и ее главные деятели, а вот англичане сразу почувствовали в авторе проекта опаснейшего противника, заменявшего в Персии, по словам современника, «единым своим лицом двадцатитысячную армию». Мастера находить всяких бен ладенов, англичане инспирировали в Тегеране бунт исламских фанатиков под руководством некого Мирзы-Масси. При полном бездействии персидских властей, бунтовщики ворвались в посольство России и убили почти всех русских дипломатов, включая Александра Сергеевича Грибоедова.

Многие люди мечтательного склада мечтают в юности умереть за Родину, но далеко не все они столь решительны в зрелости. Грибоедов, прожив 33 года и 27 дней, получил, наконец, то, чего ему так не хватало в юности – славу, достаток, любовь. Едва ли ему хотелось умирать – да еще такой лютой смертью. Он мог вовремя покинуть Тегеран, уехать к жене в Тавриз, мог, наконец, выполнить требования Мирзы-Масси и выдать ему нашедших убежище в посольстве: евнуха шахского гарема, бывшего русского подданного, и двух армянок, жён зятя шаха. В Петербурге его за это только похвалили бы. Но Ермолов бы так не сделал.

Автор «Горя от ума» тем более так сделать не мог.

 

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 986

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]