Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Верный сын России - Константин Петрович Победоносцев

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

Большинству наших современников, которым знакомо имя Победоносцев, оно известно лишь из строк поэмы А. Блока «Возмездие». Они не ведают, что слова эти суть эхо великой лжи, которой был пропитан воздух «блоковской» эпохи. Тогда, в начале двадцатого века, имя Победоносцев, в отличие от наших дней, было известно каждому, но образ Победоносцева, который присутствовал в общественном сознании того времени, не имел с реальностью ничего общего. Либерально-демократическая общественность клеймила Победоносцева: «реакционер», «мракобес», «ретроград» и т. п.

Среди мифов, укоренившихся в российском общественном сознании, миф о Победоносцеве был, пожалуй, самым грандиозным. Ибо во всей блистательной плеяде государственных мужей императорской России трудно назвать ему равного.

Однако вернемся к засевшим в нашей памяти стихам: «В те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла». Так поэт сказал о годах царствования Александра III, когда обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев считался фактическим правителем России, «вице-императором».

Об этих годах мы слышим уже сто лет: реакция, подавление революционного движения, цензурный гнет, разгул национализма. Но именно эти годы отмечены невиданными успехами России в экономике и культуре. Россия вышла в то время на первое место в мире по показателям экономического роста и сохраняла его вплоть до Первой мировой войны. Едва ли не все, что прославило русскую науку и культуру в двадцатом веке, берет начало в тех «глухих» годах. По всему лицу Российской империи поднимались фабрики, прокладывались железные дороги и строились новые монастыри...

Державная мощь России и цветущая сложность русской жизни того времени, несущая в себе полноту национального бытия, были ознаменованы появлением «русского стиля» - в архитектуре, в живописи, в музыке, в декоративно-прикладном искусстве. Как будто добрый молодец сбросил тесное европейское платье, надел свой родной узорчатый кафтан, шапку с пером жар-птицы... Сам император с его внешностью былинного богатыря, в новом мундире народного покроя являл собою обретение Россией своего лица. Народ любовался своим царем-батюшкой, интеллигенты же морщились: «царь-дворник», «царь-городовой»... Царя ненавидели и за народный характер его внешности, и за крах надежд на скорую революцию.

Демократическая интеллигенция, с голоса которой наш великий поэт пел доверчиво о «глухих годах», сильнее, чем государя, ненавидела лишь одного человека - обер-прокурора Святейшего Синода. Ведь это он, Победоносцев, был главным советником царя, ведь это под его, Победоносцева, влиянием шло укрепление государственной власти, проводился патриотический курс во внешней и внутренней политике, возрастал авторитет Церкви.

В основе идеологии демократической интеллигенции лежала абстрактная «любовь к народу» в сочетании со всепоглощающей ненавистью к национальной русской власти. Интеллигент-радикал ненавидел в монархической государственности порядок, законность, славу, честь и достоинство державы - все, что русский народ, которому он, интеллигент, навязывался в благодетели, привык ценить и уважать, и с чем народ, в отличие от интеллигента, всегда ощущал кровную, нерасторжимую связь. Укорененность этой связи в православной церковности была предметом главной заботы К. П. Победоносцева в течение всего его долгого и славного служения России.

Понятно, что мы должны чтить память человека, заслужившего лютую ненависть гробокопателей России и их наследников. Почему же мы так мало знаем о нем? Ответ прост: историю всегда пишут победители. Но подлинная история нашего Отечества - наше достояние. Не знать ее мы не имеем права. И когда наши дети, читая блоковское «Возмездие», спросят нас: «Кто такой Победоносцев?!» - мы должны дать на это правдивый и внятный русский ответ.

Жизнь Константина Петровича Победоносцева не была богата событиями - она сама была событием в жизни России, событием из числа самых значительных, тех, что связаны с судьбою нашей страны.

Константин Петрович Победоносцев родился в Москве 21 мая 1827 года в семье профессора Московского университета. Сам Константин Петрович на склоне лет писал о себе: «Воспитан в семье благочестивой, преданной Царю и Отечеству, трудолюбивой». Православная религиозность, определявшая всецело уклад жизни профессорской семьи, стала основой формирования личности Победоносцева, дала ему первоначальную духовную закалку. Четырнадцати лет отец определил его в одно из самых привилегированных учебных заведений России - Императорское Училище Правоведения, призванное готовить элиту российской юстиции. Училище Правоведения давало своим воспитанникам всестороннюю подготовку во всех областях юриспруденции, блестящее знание языков. Окончив курс в 1846 году, Константин Победоносцев служил в московских департаментах Сената, занимал кафедру гражданского права в Московском университете (1860-1865). Уже тогда он получил известность в кругах юристов как блестящий ученый-законовед. В этом качестве он стал впоследствии почетным членом ряда университетов, членом Французской академии. В 1868 году им был написан «Курс гражданского права», неоднократно потом переизданный. Широкое поприще государственной деятельности открылось для Победоносцева в 1865 году, когда он был назначен членом консультации Министерства юстиции. С 1868 года Победоносцев - сенатор. Это было время царствования Императора Александра II -Эпоха Великих Реформ.

К середине XIX века развитие капитализма, растущий прогресс науки и материальной культуры поставили императорскую власть в России перед необходимостью форсировать процесс построения гражданского общества. Но родившаяся в ходе Великих Реформ общественность стала заложницей оппозиционных течений - от либеральных до ультрареволюционных. Все они были единодушны в своих требованиях к правительству - провести радикальные политические преобразования - «догонять» страны Западной Европы путем введения парламентской формы правления.

Победоносцев в те годы заявил о себе как консервативный мыслитель и государственный деятель, глубоко осознавший ненужность и прямой вред для России политического «западничества». «История свидетельствует, - писал он, - что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и преобразования исходили от центральной воли государственных людей или от меньшинства, просветленного высокой идеей и глубоким знанием». Но «дух времени» навязывает народу путем «демократического выбора» деятелей иного толка: «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей может стать предводителем партии». Поистине пророческой силой веет от высказываний Победоносцева о периодической печати, в то время уже обладавшей качествами и возможностями сегодняшних средств массовой информации: «Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством».

В Западной Европе на развалинах христианской цивилизации воцарился буржуазный порядок, устроенный на принципах рационализма и безрелигиозного гуманизма. Разоблачая ложность этих принципов о политическом строе, на них основанном, Победоносцев писал: «При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов». Именно этот строй либералы стремились утвердить в России. Но если «образованное общество» в большинстве своем склонялось к этому, то для народа основой общественной жизни по-прежнему оставалась Вера, и государственность была для него сосредоточена в личности православного царя. Рационалистический буржуазный миропорядок отторгает сама народная душа. «Народ чует душой, что абсолютную истину нельзя уловить материально», - говорил Победоносцев. Он утверждал при этом, что для народа легенда безусловно важнее фактов, политической истории. Она заключает в себе глубинную истину, а жизнь народа, в которой легенда приносится в жертву всевозможным «волеизъявлениям», «логике политической борьбы», «передовому учению», обречена на уничтожение. Помочь народу выстоять под натиском «передовых идей века», пока народ не созреет до осознанной защиты Веры и Традиции, - в этом был смысл служения и всей жизни Победоносцева.

Качества характера Победоносцева снискали ему уважение даже в среде его политических противников: бескорыстие и честность, неизменная строгость к самому себе, прямота и искренность.

В начале 1860-х годов К. П. Победоносцев сблизился с царской семьей: он был приглашен преподавать законоведение Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. После его безвременной кончины в 1865 году новый Наследник, Александр Александрович, сам пожелал иметь К. П. Победоносцева своим преподавателем, и в 1866 году Победоносцев окончательно переехал в Петербург. В лице Победоносцева Наследник обрел строгого и мудрого наставника и друга. Готовя Наследника к предназначенной ему Высокой Миссии, Победоносцев писал ему в 1876 году: «Вся тайна русского порядка и преуспеяния наверху в лице Верховной Власти. Не думайте, чтобы подчиненные Вам власти себя ограничили и поставили на дело, если Вы себя не ограничите и не поставите на дело. Где вы себя распустите, там распустится и вся Земля. Ваш труд всех подвигнет на дело. Ваше ослабление и роскошь зальет всю Землю послаблением и роскошью, - вот что значит тот союз с Землей, в котором Вы родились, и та власть, которая Вам суждена от Бога. Придет, быть, может, пора, когда льстивые люди, - те, что любят убаюкивать монархов, говоря им одно приятное, - станут уверять Вас, что стоит лишь дать государству так называемую конституцию на западный манер - все пойдет гладко и разумно и власть может совсем успокоиться. Это ложь, и не дай Боже истинному русскому человеку дожить до того дня, когда эта ложь может осуществиться».

Этот день «постучался в двери», когда на стол Императора Александра II лег проект министра внутренних дел графа Лорис-Меликова о нововведениях в работе законодательной власти - реальный шаг к установлению в России парламентской системы. Государь склонялся к утверждению этого проекта, но вскоре последовала его трагическая гибель и проект рассматривало совещание под председательством нового Императора.

Участие К. П. Победоносцева в совещании было самым активным. Его выступление отличалось особой твердостью. Он высказал решительное осуждение политики уступок крамоле. Это повлияло на колеблющихся и в конечном итоге решило судьбу конституционного проекта: вскоре он был похоронен. О сторонниках конституции -либеральных министрах - Александр III писал Победоносцеву: «Странно слушать умных людей, которые могут серьезно говорить о представительном начале в России, точно заученные фразы, вычитанные из нашей паршивой журналистики и бюрократического либерализма. Более и более убеждаюсь, что добра от этих министров ждать я не могу!». Тогда же Государь прислал Победоносцеву записку: «Пожалуйста, любезный Константин Петрович, исполните мою просьбу и облегчите мои первые шаги».

Победоносцевым был составлен Манифест. В нем, вступая на престол, Русский Государь говорил: «Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей Землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным нашим Родителем». Главным содержанием Манифеста было утверждение незыблемости самодержавия. Вскоре после его обнародования либеральные министры во главе с графом Лорис-Меликовым подали в отставку. Новый курс был заявлен немедленно: не заигрывать с террористами и их приспешниками, не пытаться задобрить их путем уступок, но искоренять крамолу решительно и беспощадно.

В годы царствования Александра III Победоносцев пользовался безграничным доверием Государя. Его авторитет был огромен. Он имел возможность влиять на любые решения, но он в этом резко себя ограничивал, действуя в основном в рамках подведомственного ему учреждения - Святейшего Синода. Всем известное единство взглядов на Церковь и Россию Государя и Победоносцева, благотворное для них обоих, обернулось в обществе легендой о всесильном Победоносцеве-правителе. Сам Победоносцев писал об этом: «Не мешаясь ни в какие дела других ведомств, я вел жизнь уединенную, однако при всем том всюду - и в России, и за границей - я продолжал считаться всесильным человеком, от которого все исходит в России, и на мой счет ставились все и всякие распоряжения правительства, о коих я даже не имел понятия. Из разных углов России, из Европы, из Америки сыпались мне злобные, угрожающие письма то от нигилистов, анархистов, либералов всех оттенков, то от жидов, приписывающих мне все ограничения, все распоряжения об их высылках и проч.».

Для Победоносцева главным делом было решение вопросов связи Церкви с государством и обществом. Пожалуй, никто так остро, как он, не ощущал в то время, что судьба России зависит от их решения. В православной семье и в православной школе Победоносцев надеялся увидеть бастионы, неприступные для антинародных и антигосударственных сил, и всемерно усиливал роль Церкви в народном образовании, дабы утвердить единение Церкви и народа на уровне семьи и школы. Быстро разрасталась по всей России сеть церковно-приходских школ, во всех учебных заведениях расширялось преподавание Закона Божия. Благодаря усилиям Победоносцева многое изменилось к лучшему в положении духовенства. Возрастал авторитет Церкви. За четверть века обер-прокурорства Победоносцева место и значение Церкви в общественной жизни России изменилось неузнаваемо.

К. П. Победоносцев вышел в отставку, когда был обнародован Манифест 17 октября 1905 года. Не желая «дожить до введения конституции на западный манер», он все-таки увидел поворот России на путь парламентаризма. Смерть наступила в 1907 году, 10 марта. То, от чего пытался уберечь Россию Победоносцев, сбылось. Через десять лет после его смерти уличные беспорядки в столице Дума превратила в революцию - и рухнула Империя. А спустя еще год с небольшим в подвале дома Ипатьева совершилось ритуальное убийство Царской Семьи. В ее лице предавалась смерти триединая святыня русского народа, верным стражем которой был К. П. Победоносцев, - Вера. Родина. Семья.

Казалось, что дело Победоносцева погибло навсегда. Но по молитвам Новомучеников Российских Господь не отнял Свой Покров от России. Мы видим, что сегодня дело Победоносцева живет. Оно живет, когда в Божий храм приходят дети, когда взрослый человек берет впервые в руки книгу Закона Божия, когда получает отпор русофобия. Когда мы увидим у власти православных людей, для которых эта власть станет строгим, самоотверженным служением, - оно победит.

 

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 971

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]